Есть такое утверждение, что идея ранней пенсии противоречит капитализму, от которого полностью зависит. Инвестиционный доход приносит бизнес, а бизнес – это, в конечном итоге, работники, которые у него должны быть. С одной стороны, тут не с чем спорить, всё так. Но с другой ничего не мешает этой идее жить внутри капиталистической системы. Причина их успешного сосуществования в том, что такую степень финансовой свободы позволить себе могут единицы.
Желающим перестать продавать свое время на рынке труда нужно преодолеть два очень тяжелых препятствия: (1) тратить нужно лишь малую часть от своего дохода и (2) избегать потребительских соблазнов. Большинство населения планеты отсеивается уже по первому пункту. Очень сложно создать такой доход, чтобы жить можно было на малую его часть, а остальное инвестировать. Оставшиеся проходят второй этап отбора – даже если вы очень много зарабатываете, попробуйте всё это не потратить на все те возможности ради удовольствия и соответствия статусу других людей, зарабатывающих столько же или больше.
Причем нельзя сказать, что если кто-то не проходит отбор по второму пункту, это плохо. Нет, просто им так нравится жить, какие могут быть претензии? Так и получается, что ранняя пенсия – это баг капитализма, который эксплуатируют лишь редкие люди, знающие слово «достаточно» и живущие другими идеалами, отличными от потребления и статуса. Хорошо это для них самих и общества в целом или плохо – отдельный вопрос.