Смотрите, какую чудесную «схему устройства мира» нарисовали в ЦБ. Многое можно увидеть и лучше понять что на что и через что влияет, очень интересно. Документ по ссылке тоже можно почитать, там даны довольно подробные пояснения (с. 79).
Месяц: Август 2024
Тут Саша Елисеев (Фининди) затеял интересную серию постов про безопасную ставку изъятия, рекомендую почитать. По ссылке 8-я часть про добавление в пенсионный портфель золота, к ней у меня есть комментарий. Я тоже видел какой эффект оказывает золото на результаты в своих постах про жизнь с капитала, но, как говорится, есть нюанс. Нормально проверить сочетание золота с рублевыми активами у нас пока не получится, потому что на этом единственном доступном периоде (~2000–2024) оно, в основном, росло, причем сильно. А в предыдущие 20 лет с 1980 года цена в долларах, наоборот, снижалась (см. график в первом комментарии), и за этот период по нашим акциям и прочему данных нет. В итоге получается, что за последние 20 лет золото было волшебной таблеткой для любого портфеля, но если представить, что у нас была бы история года с 1980, то в предыдущие 20 лет оно скорее выступило бы ложкой дегтя в бочке меда. Это не делает золото чем-то плохим, просто надо держать в уме период пошире и полученные результаты как-то усреднять.
Величие крупнейших компаний в американских индексах многих заставляет задуматься о схожести текущей ситуации с пиком пузыря доткомов в 2000 году. С одной стороны, и правда похоже – есть какой-то нарратив, который двигает цены некоторых компаний вверх (тогда – интернет, сейчас – ИИ). С другой, есть и важные отличия.
GMO сравнили P/E 10 крупнейших акций S&P 500 сегодня и в конце февраля 2000 года: тогда медианное значение P/E у топ-10 компаний было 60, а сегодня – «всего лишь» 27. Ещё один график от NDR подтверждает, что топ-7 акций стоили тогда дороже, чем сейчас (earnings yield или коэф. E/P был ниже), к тому же показывали меньший денежный поток и темп роста продаж. Иными словами, высокие цены в 2000 году были менее оправданы фундаментальными показателями, чем сегодня. Однако сегодня больше диспропорция между крупнейшими и остальными компаниями.