Пожалуй, большой неожиданностью это не станет, но я заявляю: пришло время отправить FIRE (движение финансовой независимости и ранней пенсии) в отставку.
Это перевод поста Тани Хестер из её блога Our Next Life. Мое мнение о теме будет в конце.
Даже если идеалы какого-то общественного движения остаются привлекательными, рано или поздно ему приходит конец, так что в моем суждении ничего необычного нет. Теорий об общественных движениях в академической литературе есть множество, но ученые согласны с тем, что каждое движение в конечном итоге сходит на нет – потому что оно преуспело, потерпело неудачу или по ряду других причин – и пришло время признать, что это то, что произошло с FIRE.
Прощай, FIRE, здравствуй, ______
В четырех-стадийной модели общественного движения стадиями называют возникновение (emergence, появляется центральная идея), слияние (coalescence, движение объединяется вокруг идеи), бюрократизацию (вокруг движения выстраивается множество вещей, все больше людей зарабатывают деньги) и спад (decline). На заключительном этапе одним из путей, по которому может пойти спад, является кооптация (имеется в виду включение в движение людей, которые особого отношения к самой идее движения не имеют, но при этом получают влияние на это движение – прим. перев.).
FIRE был поглощен толпой таких кооптированных «разбогатей быстро» деятелей, и это видно по увеличивающемуся количеству контента, предлагаемого за деньги, а не бесплатно. Массовому распространению дорогостоящих курсов, зачастую от людей, у которых нет знаний, чтобы предлагать эти курсы. Бурному росту предложения слишком дорогих, изданных самостоятельно (то есть никто их не проверял на точность и достоверность) электронных книг. Растущему списку платных блогов и email-рассылок на Substack.
У нас всегда был контент, который монетизировался – через рекламу в блогах или призывы читателей на сайты компаний по партнерским ссылкам. Часть с сомнительными партнерскими ссылками и восторженными рекомендациями не была хороша, но нет ничего плохого в том, чтобы получать компенсацию за свою работу, и идея по-прежнему заключалась в том, чтобы предлагать контент читателям бесплатно. (Посты блога, подкасты, книги, которые можно взять в библиотеке, дополнительные материалы в Patreon, но основные бесплатно.) Потому что суть движения FIRE была не в том, чтобы заработать ещё больше денег просто потому что вы можете.
И уж точно не в том, чтобы ограничивать доступ к знаниям только для тех, кто может себе позволить их купить.
Теперь же так много громких голосов продают продукты на каждом повороте, напоминающих типичное «я разбогател на недвижимости, так что приходите на мой семинар и несите ваши денежки, которые по моим заявлениям мне не нужны». (Все это напоминает мне мое детство в MLM и принцип заработка на людях, которые поверили твоему обещанию, что они тоже разбогатеют.)
Есть те, кто все делает правильно, например, Пола Пэнт из Afford Anything, которая не заявляет, что она на ранней пенсии, предлагает кучу бесплатных ресурсов (блог, подкаст и т. д.) и точно потрудилась стать экспертом в своей области. Или Аманда Холден из Dumpster Dog Blog, ветеран инвестиционной индустрии, которая продает места на курс Invested Development (и тоже не считает себя частью FIRE).
Но гораздо больше тех, кто считает, что стечение удачных обстоятельств и способность выбрать правильный момент в конкретной ситуации позволяет им брать нелепые суммы с людей, которые не знают о лучших вариантах, не задаваясь вопросами об этичности этой практики. Именно эти люди и кооптировали FIRE. (Вы спросите, отношусь ли и я к этой категории, потому что опубликовала книгу о ранней пенсии? Вот моя страница о прозрачности. Решайте сами.)
Как распознать таких кооптантов? Они заявляют, что достигли какого-то целевого числа капитала, но при этом продолжают гнаться за деньгами.
Продолжать работать после достижения заветного числа на счете нормально! Продолжать зарабатывать деньги нормально! Продолжать иметь хобби, приносящее деньги, нормально! Мы, люди, не созданы для просиживания штанов и ничегонеделания, и именно поэтому я большой сторонник тщательного обдумывания своих будущих целей до оставления карьеры. Вам все еще можно преследовать цели!
Проблема не в том, что эти люди что-то делают, а в продолжении их погони за деньгами.
Разница чувствуется сразу, их видно за милю. Вы можете отличить людей, которые что-то делают из любви к этому делу, от тех, кто преимущественно пытается обогатить себя.
Может быть, все не так плохо. Бесплатный контент все ещё доступен. Действительно ли FIRE был кооптирован? Хороший вопрос! К сожалению, это большая проблема, потому что кооптанты дают много вредных советов и кричат громче людей, советующих что-то более сбалансированное. Потому что продолжение погони за деньгами после заявлений о том, что в их жизни уже всё схвачено, это явный признак того, что хотя бы одно из следующих утверждений верно:
- Этот человек на самом деле не накопил достаточно и нуждается в деньгах (и зачем вам тогда следовать его советам, особенно в деле накоплений?).
- Или он не спланировал возможность возникновения непредвиденных обстоятельств, которые теперь испытал (тогда, возможно, он не лучший судья тому, что должен учитывать ваш финансовый план?).
- Или он не может определить, что для него есть «достаточно» (или определил легкомысленно, а затем не смог прожить на этот бюджет, так что, опять же, зачем его слушать?).
- Или он пытается заткнуть дыру, которую никакое количество денег никогда не заткнет (и тогда ему поможет только психотерапия и рефлексия, а не ваши деньги или внимание).
По меньшей мере, нам стоит задаться вопросом, почему люди, которые утверждают, что продают выход из крысиных бегов, сами не могут из них выйти?
Я считаю, что по своей сути идея следовать FIRE или FI заключается в том, чтобы действительно знать что для вас значит «достаточно», и на этом остановиться. (Вот почему мы высмеиваем синдром «еще одного года» [когда человек откладывает уход с нелюбимой работы, хотя денег уже достаточно – прим. перев.] и говорим о сокращении расходов, а не просто о том, чтобы зарабатывать больше.) Не важно как именно это называется, FIRE – это про то, чтобы оставить незаработанные деньги тем, кому они больше нужны. И не про огораживание знаний о том, как улучшить свое финансовое положение.
Как писатель Ким Стенли Робинсон сказал Вики Робин в её замечательном подкасте, идея «достаточности» по сути глубоко анти-капиталистическая, потому что капитализм толкает нас к вечному накоплению, по крайней мере пытается. Зато продолжать гнаться за деньгами, наоборот, беззастенчиво капиталистично.
Так что, по сути, начавшееся как антикапиталистическое движение внутри глубоко порочной капиталистической системы, которая определяет нас исключительно по нашему экономическому вкладу – фокусируйся на накоплении достаточной суммы и выходи из системы – было кооптировано отъявленными капиталистами, теми, у кого нет желания выйти, возможно, никогда.
Несмотря на то, что в FIRE много эмпатийных и [этнически] разнообразных голосов, самые громкие сегодня принимают каждый аспект капитализма без всяких оговорок. «Я разбогател, и я научу вас как разбогатеть так же, если вы просто дадите мне больше денег на мой курс или мою совершенно непроверенную электронную книгу. Нужны ли мне эти деньги? Я скажу вам нет, но мой курс платный, так что это вам кое о чем говорит. Имею ли я право давать этот совет? Провел ли я достаточные исследования, чтобы стать экспертом в этой теме? Может, просто перестанешь задавать так много вопросов?». Это исключает тех, кто заплатить не может, сбивает с пути тех, кто может, и это анафема движению, которое такой подход вроде бы не представляет.
Не стоит удивляться, что движение было кооптировано, и мы можем отказаться от дальнейшего участия в нем.
RIP FIRE.
Хорошее время для (метафорического) развода
Конечно, только потому, что толпа разбогатей-быстро-деятелей подхватила движение FIRE, не означает, что у кого-то пропало желание сделать обязательную работу меньшей частью своей жизни. Я так же, как и всегда, а может быть, и больше, стремлюсь забрать власть из рук работодателей и передать ее в руки работников. Мошенники, использующие FIRE, этого не меняют. Как я писала в начале пандемии, это потрясение заставит людей хотеть больше контроля и гибкости в жизни, а не меньше. Все это по-прежнему верно. Но пришло время переосмыслить это движение.
В дополнение к прощанию с брендом FIRE, пришло время признать существование двух разных групп людей, которые больше нет смысла пытаться объединить под одним зонтиком. Нас разделяет не просто крошечная разница во мнениях.
Первую группу я бы назвала приверженцами капитализма. Если вы хотите стать настолько богатым, насколько это возможно, и если вы не особенно заинтересованы в том, чтобы делиться богатством с другими или использовать свои привилегии для помощи большему количеству людей получить те же возможности, что и у вас (или если вы измеряете свою самооценку величиной своего заработка и поэтому никогда не перестанете гнаться за большим, даже если бы и хотели), то продолжайте преследовать эти ценности. Я желаю вам всего наилучшего, но я больше не пишу для вас контент.
Вторая группа – это те, кто признают, что мы живем при капиталистической системе, но навсегда отказываются использовать ее для собственной выгоды со вредом для других. Если вы хотите остановить накопление, когда уже отложили достаточно, и использовать капитал и время для того, чтобы помочь сделать работу необязательной частью жизни (или, откровенно говоря, просто сделать жизнь финансово безопаснее) большему числу людей, особенно тем, кто исторически был лишен такой возможности, тогда я призываю вас остаться.
Между этими группами не может быть примирения. Если вы любите капитализм и верите в него, я не собираюсь убеждать вас смотреть на него критичнее, и вы не собираетесь убеждать меня в том, что система, которая неизбежно ведет к усугублению неравенства, – это нормально. Так что давайте уважать друг друга хотя бы в той степени, чтобы этого было достаточно для того, чтобы перестать притворяться, что мы все преследуем одну цель.
У меня нет имен для этих групп, и я считаю, что именование часто создает большую часть будущей проблемы. Нейминг вообще лишний раз стимулирует людей назначать себя решающими кто принадлежит группе, а кто нет. Приводит к установлению строгого набора правил и даже догмы, что ведет к осуждающему отношению к другим и чему похуже. Мне больше нравится, когда люди сами выбирают, к какой группе принадлежать, и не осуждают чей-то выбор.
Двигаясь вперед, я остаюсь рядом для тех, кто не может (и не хочет) отделить свою заботу о других людях и планете от своих финансовых планов. Тех, кто не разделяет это мировоззрение, вполне устраивают многочисленные заполненные рекламой блоги и подкасты, а также никем не проверенные электронные книги, курсы и платные рассылки. Если вы считаете себя частью первой группы за капитализм, но хотите остаться, это тоже круто. Возможно, я изменю ваше мнение о некоторых вещах.
Мне не всё нравится в этом посте. Например, из него немножко сквозит современными американскими трендами – тем, что у нас называют «повесточкой», а там, где есть повесточка, всегда рядом лежит и приверженность культуре отмены (например, как вам фраза «я больше не пишу для вас контент»?), которую я не одобряю, и, возможно, слишком левые взгляды. Высказывания о капитализме тоже показались мне жесткими. Именно капитализм (и не всегда здоровый консьюмеризм общества) позволяет ей не работать после создания капитала, так что здесь скрывается противоречие.
Но автор поднимает важную тему о качестве контента вокруг FIRE, конфликте интересов, нестыковке между заявленной некоторыми блогерами этого движения самообеспеченности и одновременным засильем рекламы и платного контента, приготовленного на скорую руку, зато профессионально проданного.
Да, это больше актуально для США. Применительно к России сказанное было бы преувеличением. У нас люди только учатся инвестировать, набивают первые шишки прямо сейчас, и до какого-то заметного движения а-ля FIRE в обществе ещё далеко. Но если сказанное применить к теме инвестирования в целом, то хайп и попытки на нем выгодно прокатиться налицо даже в текущих условиях.
Количество брокерских счетов продолжает расти. Так, в апреле МосБиржа насчитала +442 тыс. новых инвесторов. Пропорционально ему растет (росло?) и количество продажных лендингов всевозможных тренингов и вебинаров, число финансовых каналов на YouTube и в Telegram с тоннами рекламы. Чему они учат этих новичков, только что узнавших о существовании фондового рынка? Я точно не знаю, но, наверное, чаще всего покупать лучшие акции и вовремя их продавать.
Контент там выбирается не по пользе для инвесторов, а по популярности среди wanna be инвесторов, потому что больше просмотров = больше дохода. Скучную и полезную «кашу» о доказательном инвестировании хотят употреблять гораздо меньше людей, чем «сахарный» контент о будущих токенах-ракетах, дивидендных акциях, сигналах и тому подобном. Желающих разбогатеть быстро всегда хватает, манипулировать ими и продавать им мечты вместо реальности всегда проще.
В общем, к чему я перевел вам этот пост? Западные тренды рано или поздно до нас доходят. Прогрев широкой темы инвестирования уже заметили все, может быть, и тему FIRE у нас когда-нибудь начнут эксплуатировать так же нещадно, и этот пост послужит хорошим предупреждением. Лишний раз хочу напомнить, что контент о финансах, который вы читаете, следует тщательно отбирать, всю информацию фильтровать на конфликт интересов простыми вопросами – кто автор, зачем он это говорит, в игре ли его шкура, в одной ли он лодке со мной?
А ещё это напоминание самому себе в какую сторону идти не надо. Я никогда не причислял себя именно к FIRE, моей целью является FI с будущим снижением рабочей нагрузки, но вряд ли полным отказом от неё. Я уверен, что оригинальная философия Робин и Домингеса более целостная, чем её развитие в бренд FIRE. В то же время я не отказываюсь от капитализма и диверсификации источников дохода, если могу продать что-то, что считаю действительно полезным, особенно если это помогает поддерживать баланс между затраченными усилиями и вознаграждением, продолжать создавать контент в блоге, развивать и поддерживать веб-приложения (инструменты).