Если гипотеза эффективного рынка (ГЭР) является гипотезой в научном смысле этого слова, то по критерию Поппера её утверждения должны быть фальсифицируемыми, то есть должна существовать возможность их экспериментального или иного опровержения. И она, действительно, имеет некоторый список прямых и косвенных утверждений, которые можно пытаться опровергать.

Только мало кто за пределами круга любителей пыльной академической литературы вообще понимает что же ГЭР такого утверждает, что можно подтвердить или опровергнуть экспериментом, а что она даже не пытается утверждать, но ей почему-то это постоянно приписывают. Эти ключевые знания о ГЭР можно услышать в замечательном выпуске подкаста с краткой выжимкой из исследований на тему ГЭР и случайного блуждания цен. Ниже список выводов оттуда, который я дополню своими мыслями.

Что ГЭР утверждает?

Что вся существенная информация немедленно и в полной мере отражается на рыночной стоимости ценных бумаг. Точка.

В сильной форме гипотезы утверждается, что среди существенной информации есть прошлая (что было), публичная (что есть сейчас) и внутренняя (что знают только инсайдеры). Исходя из этого утверждения, можно говорить о том, что ГЭР подразумевает (в оригинале implies или predicts).

Чего ГЭР не утверждает? (но ей приписывают)

  • ГЭР ничего не говорит о том, что рыночные цены всегда «правильные» или «справедливые». Это популярное заблуждение. ГЭР подразумевает, что рыночные цены непредвзяты (unbiased). Цены в любой момент времени могут быть больше или меньше «истинной» стоимости, а их отклонения от неё непредсказуемы.

Fama (1965): Поскольку новая информация окружена неопределенностью, «мгновенная корректировка» на самом деле имеет два следствия. Первое: цены изначально будут пере-корректироваться (overadjust) к изменениям истинных стоимостей (intrinsic values) так же часто, как и недо-корректироваться (underadjust). Второе: отставание полной корректировки цен к последовательным новым истинным стоимостям само по себе будет независимой, случайной величиной, при этом корректировка цен иногда предшествует наступлению события, лежащего в основе изменения истинных стоимостей (т. е. событие предвидится рынком до того, как оно действительно произойдет), а иногда и после.

  • Эта случайность подразумевает, что есть равный шанс того, что акция недо- или переоценена в любой момент времени. Это случайное блуждание вокруг «истинной» или «справедливой» стоимости.
  • Если отклонения рыночной цены от истинной стоимости случайны, то нет и такой группы инвесторов, которая была бы в состоянии постоянно находить неправильно оцененные бумаги, чтобы получать стабильную избыточную доходность (excess return относительно рыночной доходности).
  • ГЭР не утверждает, что никто не может обыграть рынок. Примерно половина всех инвесторов получает доходность выше рыночной до вычета издержек, меньше половины после вычета издержек и ещё меньше при взвешивании по деньгам из-за асимметрии доходности отдельных акций.
  • Если принять во внимание литературу об асимметрии доходностей на рынке акций (например, статья Хэндрика Бессембиндера и другие), можно ожидать, что крошечное количество инвесторов получит чрезвычайно большую избыточную относительно рыночной доходность.

Настоящие рынки не эффективны в течение того времени, которое требуется для того, чтобы информация попала в цены. Например, HFT (высокочастотная торговля) на том и живет — обгоняя остальных на миллисекунды, эти трейдеры получают лучшую цену.

Настоящие рынки в какой-то мере не эффективны и в плане пере- или недо-корректировки цен при получении новой информации, но это блуждание вокруг «справедливой» цены случайно, не говоря уже о том, что справедливая цена у каждого своя.

ГЭР утверждает лишь то, что вся доступная информация об активах быстро отражается в их ценах, из чего следует, что получить дополнительную выгоду (альфу) по причине отсутствия какой-либо информации в цене сложно, ведь она уже там. Тем сложнее, чем быстрее и точнее новая информация попадает в цены.

И несколько мыслей напоследок:

  • Когда кто-то говорит о несправедливости цен — это лишь его мнение. А в объективной реальности, формируемой всеми участниками рынка с разными наборами информации и мнениями о ней, торговля которых между собой и формирует рыночную цену, не всё так просто.
  • Попытка обыграть нечто огромное (рынок), будучи его молекулой — все равно что грести против течения в горной реке. В таком случае сработает только такая информация, которая повернет реку вспять. У вас она есть?
  • Новая информация, которая будет отражена в ценах, по определению непредсказуема, поэтому при сильном уменьшении диверсификации в попытке быстро разбогатеть инвестор может уповать только на собственную удачу, а не расчет.

Помните, что гипотеза эффективного рынка — это просто модель, и никакая финансовая модель не может в точности описывать реальность. Но это достаточно точная модель, чтобы быть практичной.