Рубрики
Авторские тексты

Проедаем паи фондов и не паримся

Хочу развить одну мысль из своей прошлогодней статьи про мифы и факты о жизни на дивиденды. Тогда на примере инвестирования в отдельные акции я назвал мифом популярную страшилку, что, продавая часть своих акций, то есть уменьшая их количество у себя во владении, вы «проедаете капитал!» 😱, а тратя только дивиденды – нет. 😊 Теперь разберем то же самое, но на примере с фондами.

Основную статью можно прочесть или освежить в памяти здесь: Дивиденды – мифы и факты, а вот ссылка на разбор этого мифа в ней.

На этот раз имеем следующее противопоставление:

  • тот же дивидендный инвестор с акциями отобранных в портфель компаний, который бережет свои лоты и на жизнь тратит только полученные дивиденды, так что ничего не проедает и капитал у него не закончится;
  • инвестор в фонд с реинвестированием дивидендов, то есть вообще ничего из себя не выплачивающий (для чистоты эксперимента), который тупо продает имеющиеся у него паи, чтобы покрыть свои расходы.

Очевидно, что у дивидендного инвестора число лотов остается прежним, а значит дивидендный доход год от года, при прочих равных, не уменьшается, а даже растет вместе с прибылью компаний в портфеле. Если же часть дивидендов он ещё и реинвестирует, то доход растет ещё быстрее. Ну а глупый инвестор в ничего не выплачивающий фонд постоянно продает ранее приобретенные паи, так что его капитал год от года только худеет, а следом и доход, ведь он ежегодно продает один и тот же процент от худеющего капитала.

Если вы согласны с этим заявлением, значит, ваше быстрое мышление сработало и выдало неправильный ответ. Это нормально, просто наш ленивый мозг так работает. Если вы уже не новичок в инвестировании и не согласились, то, наверное, согласны хотя бы с тем, что в эту ловушку легко угодить, если не заставлять себя думать. Идея не продавать лоты заманчивая и кажется логичной.

Давайте же теперь разберем что происходит внутри фонда и как это в самом деле отличается (или нет) от действий дивидендного инвестора, уверенного в непроедаемости своего капитала.

Как и в портфеле дивидендного инвестора, в портфеле фонда содержится сколько-то акций разных компаний. Пусть в обоих портфелях будет по 1000 лотов каких-то акций, для простоты одинаковых. В портфеле же самого инвестора в фонд содержатся лишь паи фонда, которые он и намерен нещадно продавать. Но немного юридической магии и транзитивной логики позволяют нам сказать, что в портфеле инвестора в фонд находится столько же лотов тех же акций, что и у дивидендного инвестора.

В какой-то момент компании начинают выплачивать нам часть заработанной прибыли, пусть это будет 10% от изначального капитала. Дивидендный инвестор эти выплаты тратит, а в его портфеле по прежнему остается 1000 лотов акций. Фонд же при получении дивидендов их сразу или несколько позже (зависит от фонда) реинвестирует, то есть покупает на эти деньги новые акции. И вот внутри фонда, а значит и у инвестора в фонд, акций становится больше, пусть будет 1100.

Инвестору в фонд тоже нужно что-то кушать, так что он продает часть своих паев стоимостью, равной стоимости полученных фондом дивидендов, то есть 10% от изначального капитала. Это стоимость тех 100 акций, которые фонд докупил на полученные от компаний деньги. Мы можем представить, что фонд тогда продаст эти 100 акций, чтобы погасить проданные паи инвестора, и в нем останутся те же 1000 лотов, что были у него изначально и есть у дивидендного инвестора.

В реальности продажа инвестором какой-то части своих паев фонда скорее всего вообще не повлечет торговлю бумагами внутри фонда. Если это биржевой фонд, то маркет-мейкер фонда или другие инвесторы просто купят у вас эти паи на бирже – владельца поменяют не акции внутри фонда, а его паи. Если же это ОПИФ или, по-западному, взаимный фонд, с большой вероятностью выплата вам денежных средств будет сделана из небольшого резерва денежных средств внутри фонда, который он держит для оптимизации расходов на торговлю из-за входа и выхода инвесторов. В общем, из-за действий одного инвестора в фонд количество акций в нем вряд ли поменяется, но в масштабе действий всех владельцев паев и авторизованных участников фонда, входящие и исходящие денежные потоки, конечно, влияют на количество базовых активов фонда.

Возвращаясь к моему простому примеру, важно не сколько у вас лотов акций и не сколько вы их продали или оставили, а какую часть от своего капитала вы в итоге потратили. Тратить 6% от общего размера капитала в виде дивидендов – это гораздо более хрупкая стратегия жизни на инвестиционный доход, чем продавать по 3% стоимости имеющихся паев фонда. И наоборот, продавать по 6% капитала в виде паев гораздо менее надежно, чем тратить 3% дивидендов.

Учитывая, что фонды – это лишь удобные обертки базовых активов, позволяющие приобретать или продавать сразу пачку ценных бумаг, можно считать, что объяснение отсутствия разницы между деньгами, полученными в виде дивидендов или от продажи акций, из первоначальной статьи полностью справедливо и для фондов. Как и все остальные размышления в той статье.


  • Есть вопросы? Задайте их в комментариях!
  • Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на Telegram, VK или еженедельную рассылку анонсов на почту:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *