Рубрики
Интересное в сети

Будущее работы: частичная занятость

Новые рабочие тренды не ограничиваются одной удаленкой. 40 часов в неделю для построения успешной карьеры вам могут и не понадобиться.

Это перевод статьи The future of work isn’t just remote, it’s part-time. Автор: Эрни Парк, бывший engineering leader в HubSpot и Brex.

«Менеджер по разработке программного обеспечения оставляет непыльную высокооплачиваемую удаленную работу с отличным балансом между работой и личной жизнью в разгар глобальной пандемии». Вы уже слышали эту историю раньше? Да, это про меня.

Несмотря на новую волну перехода на удаленную работу, многие технические сотрудники уволились и отправились искать себя. Нам чаще рассказывают от чего люди убегают, но не к чему они бегут. Лично я начал заниматься волонтерством, семейной фермой, блогом ($0 с начала года и 0 подписчиков на момент публикации этого поста), продолжая получать доход от двух консалтинговых подработок. У меня появилось больше времени для семьи, жизненной рутины, сна и заботы о тех, кто меня окружает. Способность получать достойный заработок от частичной занятости позволила мне проводить свое время так, как раньше казалось немыслимым.

Слева: мой домашний офис, Справа: мой офис на открытом воздухе (немного более 💩-ый)

Моя история не так уж уникальна. Хотя есть много разговоров (справедливых) о том, что будущее за удаленной работой, я считаю, что являюсь частью еще одной большой волны, которая приходит в технологическую отрасль: частичная занятость.

Что такое частичная занятость?

Самое очевидное определение – то, что вы уже знаете: «обычная» работа с меньшим количеством часов, за меньшие деньги и бонусы. Но частичная занятость – это гораздо больше. Сюда входят и другие занятия, о которых вы могли слышать: внештатный консалтинг, собственный бизнес или нетехнические вещи, такие как инвестирование в недвижимость или акции. Но также она включает в себя и более новые идеи: создание собственного substack [блога для платных подписчиков – прим. перев.], сайд-проекта с Liquid Super Team или участие в DAO (тут я все еще скептичен, но может быть). Можно сказать, это трансформация ваших сайд-проектов в набор небольших основных проектов.

И почему же частичная занятость должна стать новым трендом?

Хороший вопрос. Три главных причины:

  1. FAANG, венчур и десятилетний бычий рынок сделали нас богатыми. Ладно, может, не лучший тайминг с предстоящей рецессией, но с начала века разработка ПО и прочие технические профессии стали чрезвычайно прибыльными. За меньшие инвестиции в образование, чем у врачей и юристов, вы можете получить лучшие финансовые результаты. Однако в технических кругах меньше согласия с культурой продай-душу-на-10-лет-чтобы-стать-партнером и гораздо больше атмосферы я-просто-хочу-достаточно-денег-для-хобби-и-досуга.

    Если вы L5 в Facebook (не собираюсь называть их Meta) [организация признана экстремистской на территории РФ], зарабатываете $400 тысяч за 40-часовую рабочую неделю, но могли бы обменять $80 тысяч на 3-дневные выходные, разве вы не согласились бы на это? Все больше и больше людей будут иметь достаточный капитал, чтобы не работать полный рабочий день, но и не уходить на пенсию.
Слева: полный рабочий день, $400 тысяч дохода в год, соцпакет и 5-дневная рабочая неделя.
Справа: частичная занятость, $320 тысяч годового дохода, соцпакет и выходные пятницы каждую неделю.
  1. Удаленная работа перевернула рынок труда. Работодатели могут найти таланты практически по всему свету, а таланты – работодателей. В целом, это обеспечит больше движения и опциональности на рынке труда и более новые формы занятости, такие как неполный рабочий день, будут встречаться чаще. Как сотруднику, вам не нужно привязывать себя к одной компании, и вы можете предлагать свои навыки многим компаниям гораздо более специализированно. Вы также можете жить за пределами больших городов, где ваша зарплата позволит вам намного больше.
  2. COVID сменил наши приоритеты. Видя, как болеют друзья или родственники, или вообще не имея возможности их видеть, мы изменили свои приоритеты. Многие из нас ищут иные способы работы и самореализации, которые не связаны с жесткими 40+ часовыми «крысиными бегами». Все дело в гибкости.

    Гибкость, позволяющая проводить больше времени с нашими детьми, заботиться о наших стареющих родителях, быть волонтером, заниматься хобби, быть здоровым и многое другое. Конечно, это само по себе не новая история; мы постоянно слышим ее от 30-летних ветеранов C-должностей [директор чего-нибудь, CEO, CFO, CTO и т. п. – прим. перев.], которые «готовы проводить больше времени со своей семьей» [ready to spend more time with family – типичное объявление об уходе CEO – прим. перев.] после получения $50 миллионов. Но COVID заставил это осознать не только 63-летних почти-пенсионеров, но и 28-летних технарей.

В ближайшие годы значительная часть технической рабочей силы будет работать неполный рабочий день. Появятся новые стартапы, торговые площадки, контракты, финансовые продукты и методы организации, позволяющие и удовлетворяющие спрос на частичную занятость.


Я во многом согласен с автором. Счастливым обладателям очень высокой зарплаты особого смысла убиваться на работе нет, потому что даже в сокращенном виде зарплата останется высокой. А нелишний выходной или сокращение рабочих часов каждый день в обмен на меньший доход могут стать оптимальным решением проблемы доминирования работы над личной жизнью.

Идея частичной занятости во многом лучше FIRE:

  • Она не так финансово радикальна. Если у вас останется доход, который покрывает ваши расходы и даже позволяет продолжать откладывать, пусть и поменьше, то ваш капитал в отсутствии изъятий продолжит свой рост. И не надо будет думать о «безопасных ставках изъятия», «риске последовательности доходностей» и всем прочем по крайней мере до пенсии, к которой капитал уже может стать таким, что думать об этом уже не придется.
  • Она решает проблему нахождения себе достаточного количества занятий для саморазвития на ранней пенсии для людей, у которых такая проблема есть. Мне, как программисту, кажется, что конкретно в нашей профессии её нет – с работой или без руки в любом случае чешутся писать код, вечно рождаются какие-то сайд-проекты, ты чем-то занят. Но если подумать шире, то это серьезная проблема, которую надо решать заранее.
  • Она дает вам большую опциональность, чем FIRE. Если у вас есть план выхода на раннюю пенсию, то он, очевидно, рассчитан под конкретные локации и стоимость жизни. Капитал, достаточный для жизни в любом городе России окажется ничтожным для самых дорогих городов мира. Капитала, достаточного для жизни в регионе, может не хватить для жизни в столицах, если вам этого захочется. С частичной зарплатой же смена локации и дальнейших планов в любой момент абсолютно реальна.

Если вас устраивает ваша работа, но хочется больше свободного времени, частичная занятость выглядит более органичным вариантом, чем FIRE, который по сути своей является самым радикальным вариантом для тех, кто вместо того, чтобы найти себе занятие поприятнее, решает 10 лет терпеть то, что ненавидит, чтобы в итоге от этого отказаться.

А после достижения мечты многие из этих людей всё равно приходят к той самой частичной занятости, обрастая какими-то проектами после декомпрессии. Отсюда и столько блогеров/подкастеров на эту тему. Конечно, это не одно и то же – частичная занятость, в отличие от увлечений на FIRE, все-таки должна приносить достаточный доход, а значит у вас всё ещё есть финансовая зависимость от работодателей и нервы вам иногда будут трепать, но тем не менее.

Частичная занятость также более универсальна, доступна большему количеству людей. Чтобы выйти на пенсию в условные 35 лет, инвестировать нужно около 70% дохода. А если считать не по слишком простому правилу 4%, работавшему в прошлом и в США, и того больше. И, если избранные IT-шники, руководители и предприниматели могут себе это позволить в сочетании со скромным относительно их дохода образом жизни, то подавляющее большинство людей, конечно, нет.

С частичной занятостью же основная сложность даже не в деньгах, а в способности о таких условиях работы договориться. Да, она тоже исключает тех, кто живет от зарплаты до зарплаты, а также тех, кто работает в каком-то очень строгом и формальном месте, если они не сменят работу. Но всё равно эта идея реальна для большего числа людей.

Перспективы в этом посте, возможно, рисуются слишком оптимистично. Последствия того самого затяжного бычьего рынка в США. Следующие несколько лет вполне могут многое изменить. Но ваши навыки у вас все равно никто не отнимет. Так что те, кто уже успел неплохо заработать и/или останутся востребованными специалистами в будущем, вполне могут пользоваться этой идеей. Тем более что она проще и финансово-безопаснее FIRE.


Хотите научиться инвестировать? Пройдите обучающий курс о создании инвестиционного портфеля.

Нравится блог? Поддержите меня подпиской и получите доступ к преимуществам.

  • Есть вопросы? Задайте их в комментариях!
  • Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на Telegram, VK или еженедельную рассылку анонсов на почту:

Один ответ к “Будущее работы: частичная занятость”

Ещё несколько причин подумать об этом всем из комментария к оригинальному посту:

  1. Избегание своей долгосрочной привязки к высокорисковым стартапам, чьи творения с большой вероятностью исчезнут. Больно видеть, как исчезает что-то, что ты так тщательно создавал. Частичная занятость позволяет больше работать над долгоживущими проектами с открытым исходным кодом.
  2. Диверсификация источников дохода за счет сотрудничества с несколькими работодателями. Один из них может отвалиться или урезать вознаграждения, все сразу – вряд ли.
  3. Создание вещей, ценных вне венчурной экосистемы. Не всё может или должно быть компанией-единорогом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *